написать письмо


24 июня 2012 года

В селе Никулино, в храме Святителя Николая Чудотворца, который на наших глазах чудесным образом фантастически быстро строится, после Божественной Литургии и традиционной трапезы вместо также традиционного чтения и обсуждения Евангелия, состоялась удивительная встреча.

Бывшая жительница села Никулино Лебедева Наталья Алексеевна поделилась своими воспоминаниями о жизни в селе и в городе Истре, о сгоревшем Преображенском храме и его последнем священнике Иоанне Беляеве, который был арестован и расстрелян. Отец Иоанн - родной дед православной жительницы села Никулино Ларисы Ивановны Журиной.

Наталья Алексеевна, которой исполнилось 96 лет, жива, энергична, остроумна. Она была близкой подругой Софьи Ивановны Беляевой- жены Отца Иоанна. Воспоминания о войне поразили яркими подробностями.

Например, рассказ об известном Истринском селекционере, по фамилии Смирнов, который жил рядом со старым кинотеатром. На его участке росли редкие экзотические деревья, цветы. Но вот в его доме поселились немцы и стали пилить эти деревья на дрова. Селекционер попросил их пилить рядом растущие на улице березы. В ответ они его хладнокровно расстреляли.

Рассказ о том, как оккупанты вместе с домом сожгли ее родную бабушку, которая в это богоборческое время до войны водила маленькую Наташу в Вознесенскую церковь в городе Истре. Но вот идут они с бабушкой на пасхальную службу, а навстречу толпа молодежи- в ярких одеяниях, с рогами- это называлось «комсомольской Пасхой».

Так мало мы знаем о нашей истринской родной истории!

Рассказывала она о том, что Отец Иоанн принимал участие и в жизни других близлежащих храмов.

На фотографии из архива его внучки –волевой, умный пастырь. Такой мог, как следует из семейного предания, сказать председателю Истринского райисполкома, зашедшему в храм в кепке и с папиросой: «Я научу тебя вести себя в храме».

Удивительно, сколько мужества проявляли жители Истры, даже, как мы увидим на снимке их подписей под Соглашением с Воскресенским районным Совдепом в 1918 году, не слишком грамотные, в отстаивании своей веры. Такая уж у нас страна - одни рушат храмы, а другие в то же время с риском для жизни отстаивают веру предков. Смысл Соглашения удивителен по своему цинизму. Группе верующих передается «народное достояние», т.е. Вознесенский храм в городе Истре и «все находящиеся в нем богослужебные предметы». А верующие обязуются не агитировать против советской власти, не произносить проповедей даже против отдельных представителей власти, не созывать население «путем совершения набатных тревог» (а если пожар?). За нарушение Соглашение- уголовная ответственность. Группа граждан, подписавших Соглашение 10 октября 1918 года:

Н. Фролов, представитель деревень Слабошеино и Макруша Г. Липатов, представитель дер. Полево Аким Сергеев, представитель дер. Рычково Василий Горшков, А. Петрова, Михаил Строев, Е. Евстигнеев, представитель дер. Ермолино Сергей Карелин. Некоторые подписи неразборчивы.

Особенно знаменательна подпись Истринского новомученника Михаила Строева.

Священномученик Михаил Строев (1876-1938) родился 6 сентября 1876 года в городе Истре (Воскресенске) Звенигородского уезда Московской губернии. Отец его Степан Строев был крепостным живописцем, приписанным к Ново-Иерусалимскому монастырю. Когда Михаилу исполнилось девять лет, отец умер. С двенадцатилетнего возраста Михаил стал помогать деду, тоже живописцу, который заменил ему отца и стал первым учителем живописи. Михаил стал впоследствии иконописцем. После революции в октябре 1917 года он вернулся к семье, которая состояла из тринадцати человек. Чтобы прокормить семью, Михаилу Степановичу и его жене пришлось много трудиться. Детям и внукам Михаил Строев часто любил повторять: «Труд кормит, а лень портит». Многие годы Михаил Строев являлся церковным старостой в Троицком храме в селе Троицкое на Истре. Однажды, это было в 1937 году, Михаил Степанович шел вместе со священником Александром Машковым, служившем в том же храме, после службы домой. Разговор зашел о колхозах. Оба они сошлись в том мнении, что крестьяне из колхозов бегут в город, потому что жизнь в колхозе плохая. Михаил был арестован 18 ноября 1937 года. Михаил Строев умер 16 марта 1938 года, отбывая наказание на Алтае, в Сусловском отделении Сиблага, где работал на свиноферме. Место погребения его неизвестно. Память мученика Михаила совершается в день его мученической кончины 3 (16) марта, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.

Судьба остальных граждан, подписавших Соглашение, неизвестна. Может быть, живы их потомки, либо кто-нибудь слышал о них. Совсем не исключено, что после своего героического поступка (подписания Соглашения) власть не оставила их в покое и участь их трагична.

Если кому-нибудь известна хоть крупица , относящаяся к написанному, убедительно просим сообщить.

Cвященник Иоанн Беляев