написать письмо




Росохранкультуры и Попечительский совет Благотворительного фонда по возрождению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря одобрили первую часть Концепции воссоздания Ново-Иерусалимского монастыря, разработанную специалистами Государственного унитарного предприятия культуры « Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ) при участии специалистов других организаций.

Концепция радует пониманием основных идей, заложенных Святейшим Патриархом Никоном в создание этого удивительного комплекса, но некоторые моменты вызывают противоречивые чувства- от удивления до недоумения.

Замечательно, что цель реставрационных работ- не просто обновить и украсить стены, но создать масштабный духовно-просветительский центр «Русская Палестина». Русская Палестина возрождается не просто для создания нормальных условий иноческой жизни, но как уникальный объект духовного и культурного наследия народов России, памятник истории и культуры, имеющий непреходящую ценность для всей православной христианской традиции и мировой культуры в целом, как духовно-образовательный, научно-просветительский и паломнический центр.

Сам текст Концепции воспринимается как глубокое духовно- философское творение:
«Духовный и культурно-просветительский замысел Патриарха Никона, судя по его деяниям и трудам, состоял в создании на основе живой ткани подмосковных полей и рек, дорог и селений пространственной иконы «Русской Палестины». Сакральная топография и символика Святых мест Русской Палестины превращают физическое движение паломника в постижение основ веры, приближают к восприятию изначальных духовных смыслов христианства, ставших основой всемирно-исторического процесса.

Сам по себе этот духовно-просветительский замысел, воплощенный в архитектуре и культурном ландшафте, является огромным вкладом России в мировую культуру, в формировании прочной связи русской православной цивилизации с европейской и мировой культурой».

Духовный замысел «Нового Иерусалима» выходит далеко за рамки культурно-исторического процесса. Патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича стремился к тому, чтобы на основе достижений мировой архитектуры, используя в собственной интерпретации образы зарубежного христианского искусства, воплотить в трех монастырях – Воскресенском Ново-Иерусалимском, Валдайском Иверском и Онежским Крестном – все символы, отмечающие всемирно-исторический путь православного христианства. Осуществление этого грандиозного замысла сравнимо с таинством освящения вновь построенного храма, в качестве которого выступает Россия как Святая Русь.

Этот уникальный исторический путь православной Руси имеет зримое начало своего исторического подъема в событиях Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром, имеет свою историческую развилку, драматический выбор пути в деяниях святого благоверного князя Александра Невского, митрополитов московских св. Петра и св. Алексия. Кульминацией исторического подъема и утверждения избранного пути стали события Куликовской битвы, духовный подвиг святого преподобного Сергия Радонежского, вдохновившего на победу единую русскую рать св. князя Дмитрия Донского.

В этом ряду исторических событий зримой вершиной духовного подъема Русского православия является подвижническая деятельность Патриарха Московского и Всея России Никона, включая воплощение на русской земле всей полноты христианской символики Святой земли Палестины и Иерусалима».(Конец цитаты)

Авторы Концепции рассматривают идею Патриарха Никона как актуальную и для сегодняшней реальности.
Интересно такое наблюдение, с которым в принципе, нельзя не согласиться:
«В России всегда духовный подъем связан с проблемой выбора пути».

Просто радует утверждение, что Новый Иерусалим должен развиваться как единый архитектурно-ландшафтный комплекс, все сооружения которого имеют глубоко продуманную богословскую, церковно-историческую и зодческую программу.

И из этого следует, что за основу реставрации следует принять основные идеи, составивших духовный замысел Патриарха Никона:
«Такое достижение симфонии духовных и общекультурных подходов, совпадение целей религиозной и научной деятельности, синергия деятельности церкви и государства являлась одной из заглавных идей Патриарха Никона, воплощенных в архитектуре и уставе подмосковного Нового Иерусалима и столь созвучной настоящему времени.

Не менее важной доминантой общего архитектурного и социально-культурного замысла Патриарха Никона является идея самостоятельности и самобытности русской цивилизации, явленная не в полном отрицании или ином противопоставлении другим ветвям мировой культуры, а в стремлении наиболее полно воплотить на русской земле общезначимые идеалы Вселенского Православия на основе лучших достижений технической мысли и образцов христианской культуры». Однако, не все так безоблачно, есть просто пугающие моменты. Это, прежде всего, потенциальная возможность разрушения монастыря, причем, предлоги могут быть любыми: это может быть «реализация проекта Патриарха Никона» (которого нет и не было), это некие идеи по восстановлению гульбищ, которые почему-то являются, по мнению отдельных научных консультантов, символом смирения, - таких «идей» много.

И вот читаем в Концепции о цели:
«Сохранение и полное воссоздание историко-культурного наследия XVII века, отражающего всю полноту духовного замысла Патриарха Никона, воплощенного в градостроительную и ландшафтную, архитектурную, письменную и художественную символику ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и Святых мест Русской Палестины».

Можно понять причины, по которым необходимо перестроить ротонду, которая оказалась выше будущей колокольни, причем, металл проржавел. Но зачем крушить остальное в погоне за полнотой замысла Патриарха Никона- этого нам не понять.

Также сложно согласиться, что Богоявленская пустынь (скит Патриарха Никона ) нужно использовать для иноческой жизни (разве что в наказание). Когда заходишь в узкую и тесную келью Патриарха Никона с каменным ложем, то ясно, что только выдающиеся подвижники благочестия могут жить в таких условиях.

Еще более странно, что рядом со скитом предлагается построить братский корпус с кухней, трапезной и т. д. Конечно, на территории мало места, но при Патриархе Никоне жило же несколько сотен монахов и послушников. А хозяйственная деятельность в водоохранной зоне вообще не допустима.

Восстановление петли Кедронского потока вокруг монастыря –затратная идея, которая ничего не прибавляет к идее Русской Палестины, так как в Иерусалиме Кедронский поток не огибает храм Гроба Господня.

Высказана нормальная и здоровая идея создать Дирекцию по управлению всем комплексом:
«Одним из возможных управленческих решений, формирующих условия для оптимального развития социальной инфраструктуры, может быть учреждение Дирекции по управлению достопримечательным местом «Русская Палестина» совместно всеми заинтересованными сторонами, включая монастырь и музей, Московскую Патриархию, органы государственной власти и местного самоуправления.»

Однако, не слишком ли много управляющих компаний- ведь в Уставе Благотворительного фонда по восстановлению Ново-Иерусалимского монастыря прописано, что и фонд наделен такими функциями.

И все же- положительных моментов в Концепции намного больше, чем тревожных и неубедительных.

Будем надеяться, верить, молиться, чтобы никому не пришло в голову разрушать великое творение, созданное многими поколениями русских православных людей и чтобы лучшие идеи замечательных проектировщиков, которыми являются сотрудники ЦНРПМ, были воплощены в жизнь!